Вчера, вызвав дальнейшую эскалацию кризиса на Кавказе, президент России Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии; вероятно, вскоре последует их аннексия Россией. Обещания России вывести войска на позиции, которые они занимали до конфликта, звучат все более фальшиво. Российские официальные лица пригрозили применить ядерное оружие против Польши и Украины. Все признаки указывают, что Кремль решил развязать новую холодную войну. Свободный мир реагирует вяло. Официальные представители западных стран предостерегли, что агрессия России повредит ее международной "репутации". НАТО приостановило официальный диалог, а прием России в ВТО, возможно, будет заблокирован. Все эти разговоры явно не вызывают тревоги у Москвы. Зависимость Европы от российских энергоносителей и утверждения, что Запад нуждается в сотрудничестве с Россией по многим вопросам международной политики, подкрепляют у Москвы уверенность в себе. Однако Запад сильнее, чем, возможно, осознает он сам или Владимир Путин. Правильно направляемые ответные меры из арсенала "мягкой силы" – например, кампания правоохранительных органов против российской правящей элиты – могут стать весьма эффективным наказанием за агрессию против Грузии и способом заставить воздержаться от дурного поведения в дальнейшем. Собственно, российская правящая элита ставит свои личные интересы выше государственных соображений Москвы. Если нанести по элите достаточно болезненный удар, она потребует изменить внешнеполитический курс или даже попытается сместить Путина, этого "серого кардинала". Слияние интересов частного бизнеса с государственной политикой в современной России отличается от эндемической коррупции советских времен. В Москве господствует кучка силовиков – бывших сотрудников КГБ – и богатых магнатов, дружащих с Кремлем. Хотя они ведут себя на манер гангстеров – в том числе приказывают убивать соперников по политике и бизнесу – Россия, при всех ее бандитских замашках, входит в глобальную экономическую систему. Российская экономика, не располагающая никакими серьезными отраслями гражданской промышленности, зависит от экспорта полезных ископаемых. В результате Россия, хотя она гротесково-коррумпирована, связана тесными узами с глобальными финансовыми и коммерческими системами. Скрытные кадровые работники, руководящие современной Россией, приняли глобализацию с распростертыми объятиями. Эти "олигархи-чекисты" – назовем их так, чтобы отграничить от ориентированных на Запад баронов-разбойников, которые выдвинулись в 1990-е годы, но были растоптаны Путиным – все более заполоняют списки богатейших физических лиц мира. Свое богатство, добытое нечестным путем, они инвестируют за границей и содержат роскошные резиденции в Лондоне и Париже, а также на Лазурном берегу. Своим детям они дают образование в западных университетах и даже коллекционируют западные спортивные клубы. Эти магнаты профинансировали взлет Путина и являются средством, при помощи которого он консолидировал контроль над колоссальными богатствами России. Путин и его дружки используют рычаги государственной власти (в том числе судебные дела, возбуждаемые по сфабрикованным обвинениям, и запугивание по линии властей), чтобы обогащаться самим и крушить конкурентов. Созданы запутанные финансовые механизмы – в которых часто задействованы крупные международные финансовые институты – для отмывания колоссальных сумм и их реинвестиций за границей. Западные банки, стремящиеся извлечь выгоду и добиться милостей от российских правителей, спешат гарантировать своим авторитетом сомнительные сделки, путем которых природные богатства России оказываются во власти Кремля. Благодаря своей широкой коррумпированности, неуважению к верховенству закона и любви к глобализации олигархия – идеальная мишень для "мягкой силы" Запада. Административно-регулятивным органам США и ЕС всякий раз, когда это подпадает под их юрисдикцию – а это должно случаться часто – следует внимательно изучать сделки и банковские операции лиц, близких к режиму Путина, выискивая признаки отмывания денег или нарушений, касающихся операций с ценными бумагами, налогообложения и других аспектов экономики. Методика слежения за судьбой активов и экстерриториальные законы должны позволять властям западных государств отслеживать действия бизнесменов за много лет. Министерству юстиции США следует активно возбуждать судебные дела по всем подпадающим под его юрисдикцию случаям манипуляции рынком, мошенничества, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег, к которым причастен Кремль. Повестки о вызове в суд, обвинительные заключения, конфискация имущества, судебные постановления и ограничения въезда станут ударом по тому месту, которое чувствуют даже самые черствые агрессоры, – прямо по карману с деньгами. Западным правительствам также следует поддерживать частных инвесторов, которые пытаются бороться с грабежом, совершаемым при содействии Кремля. Откровенные манипуляции поставками нефти и газа, осуществляемые Москвой и часто камуфлируемые под технические проблемы, должны энергично оспариваться западными потребителями, нужно требовать выплаты значительных компенсаций за причиненный ущерб. Попытки России приобрести дополнительные нефтеобогатительные заводы и трубопроводы на Западе следует ставить под сомнение, исходя из антимонопольного законодательства. Путем умелых действий на дипломатическом фронте можно добиться, чтобы страх Европы перед недопоставками энергоносителей не заставлял ее опасаться бросить вызов Путину и его дружкам. Вот ключевой момент: для привлечения олигархов к судебной ответственности США или Европе не потребуется предпринимать ни одного шага "против России". Правительства США и союзных стран могут отметить, что эти действия отвечают духу широких усилий Запада по борьбе с коррупцией среди государственных служащих и частных лиц. Тем временем обнародование данных западных расследований преступной деятельности, осуществляемой московскими бизнесменами, и возврат награбленного российскому народу непременно придутся по душе даже самым пламенным русским националистам. В дискуссиях на Западе уже долгое время преобладает вопрос, насколько взаимосвязаны, если вообще связаны, упадок российской демократии и возрождение империализма Москвы. Очевидно, в путинской России сформировалось нечто намного более опасное, чем обычный авторитаризм. Необычный гибрид политической автократии с коррупцией, в котором безраздельно слиты политическая, экономическая и военная мощь, несет угрозу для мира во всем мире. Бросить вызов этому положению дел – стратегическая необходимость. Дэвид Б. Ривкин-мл. – партнер фирмы Baker & Hostetler LLP, работавший в министерстве юстиции США и Белом доме при президентах Рональде Рейгане и Джордже Х.У. Буше. Карлос Рамос-Мрозовски – адвокат, сотрудник Baker & Hostetler
|